Как проверить янтарь

Искусство подделки и имитации чего-либо родилось, пожалуй, одновременно с первой отраслью человеческой деятельности. В современном мире подделывают всё, начиная от подписи и денег и заканчивая историческими документами всемирного значения. Не обошло стороной это псевдо-искусство и ювелирную промышленность: очень часто можно столкнуться с подделкой драгоценных и полудрагоценных камней, к числу которых относится янтарь.

Порой отличить натуральный янтарь от подделки бывает крайне сложно: есть много различных уловок, применяемых для того, чтобы выдать одно за другое. Даже изделия из отходов его переработки выдаются за высококачественный натуральный янтарь, хотя по сути это является мошенничеством. Поэтому тем, кто увлекается драгоценными камнями и их коллекционированием, следует быть настороже и не только знать, как отличить настоящий янтарь от фальшивки или имитации, но и то, как выглядят все его разновидности. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Экскурсия в историю янтарного царства

Строго говоря, опытному знающему человеку не составляет особого труда создать искусственный янтарь своими руками или высококачественную подделку этого воспетого поэтами камня. Всем известно, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, росших на Земле во времена позднемелового и палеогенового периодов (100 – 23,03 млн. лет назад). Человеку он известен издавна: уже в III тысячелетии до н. э. балтийский янтарь обрабатывали племена, жившие в районе литовских озёр Любаннер, а первые упоминания о нём можно встретить в шумерской литературе и гомеровской «Одиссее». У шумеров же впервые упоминается добыча янтаря как способ заработка на жизнь. Этим минералом интересовались такие учёные, как Аристотель, Теофраст и Плиний Старший. Именно они, независимо друг от друга, выдвинули версию о его смолистом происхождении, полностью подтвердившуюся впоследствии.

Уже тогда добыча самоцвета была столь активной, что в раннем железном веке (XII – VII вв. до н.э.) исчерпалось одно из первых его месторождений на Ютландском полуострове (территория нынешней Дании), и древние добытчики и торговцы начали обращать внимание на другие источники. Со временем их открывалось всё больше и больше, и на сегодняшний день в большинстве уголков планеты известны богатейшие залежи янтаря самых разных разновидностей, объединённые в две большие провинции: евроазиатская и американская. В свою очередь, они разделяются на т.н. субпровинции. Евроазиатская включает в себя:

  1. балтийско-днепровскую.
  2. карпатскую.
  3. северно-сибирскую.
  4. дальневосточную.
  5. сицилийскую.
  6. бирманскую.

В состав американской янтарной провинции входят северо-американская и мексиканская субпровинции. Кроме того, по сведениям древних авторов, янтарь добывали также в Индии и Африке, и, по всей видимости, находящиеся там залежи до сих пор являются перспективными в плане разработок.

Не будет большим преувеличением сказать, что уже в древности янтарь был известен народам и племенам, стоявшим на самых разных ступенях своего развития, и везде он использовался для создания защитных амулетов и драгоценностей и для украшения предметов обихода. Ему приписывались магические охранительные и лечебные свойства (многие из них и впрямь ему присущи), и это отразилось в названии камня. Например, в греческом и литовском языках названия янтаря «электрон» и «гинтарис» восходят к формам глагола «защищать», что прямо указывает на те функции, которыми его наделял человек. Примерно тогда же были открыты и такие его особенности, как горючесть и электризация при трении, что нашло своё отражение в культуре. Так, фольклористы небезосновательно считают, что известный по древнерусским былинам «бел горюч камень Алатырь» – это не что иное, как янтарь, и приводят в качестве аргумента этимологию самого  слова. Действительно, в Древней Руси янтарь называли «илектр» или «илектрон» (искажённое древнегреческое слово «электрон»), которое позже трансформировалось в «латырь» или «алатырь». Горючесть самоцвета нашла своё отражение и в его украинском названии «горiлий камiнь» (ставший синонимом заимствованному из польского языка слову «бурштын»), а свойство электризации с развитием науки породило слово «электричество».

Техописание янтаря

В настоящее время известны следующие свойства янтаря:

  1. отсутствие двойного лучепреломления, дисперсии и плеохроизма.
  2. неспособность к образованию кристаллов.
  3. невозможность интерпретации спектра поглощения.
  4. необыкновенная горючесть (янтарь можно поджечь одной спичкой).
  5. электризация при трении.
  6. способность к полировке.
  7. активное окисление (старение) при контакте с открытым воздухом. При этом повышается его хрупкость и меняется химический состав и цвет.
  8. спектр люминесценции (нетеплового свечения вещества) – от голубовато-белого до жёлто-зелёного цвета. Бирмиту свойственна голубая люминесценция.
  9. способность к длительному сохранению плоти, которая была известна ещё в Древнем Египте (янтарь применялся при мумификации фараонов).
  10. препятствование свёртыванию крови и гемолизу.

Техническая классификация янтаря включает в себя следующие параметры:

  1. степень прозрачности.
  2. число хрупкости ископаемой смолы.
  3. оттенки.
  4. ископаемость / полуископаемость смол.

Степень прозрачности – это определение количества содержащихся в камне микропустот. По этому признаку специалисты различают следующие его виды:

  1. «прозрачный» янтарь – не имеет пустот вообще и ценится наиболее высоко.
  2. «облачный» – полупрозрачный, имеет густоту полостей 600/кв. мм.
  3. «бастард» – непрозрачный, с высокой концентрацией полостей (до 2500/кв. мм).
  4. «костяной» – напоминает цветом слоновую кость и имеет количество пустот до 900 000/кв. мм.
  5. «пенистый» – непрозрачный, похожий на морскую пену и имеющий самые разнообразные по размеру полости.

Число хрупкости, по которому судят о плотности минерала, определяется микротвердометром, исчисляется в граммах и колеблется от цифр свыше 200 гр. (вязкая смола типа сукцинита – наиболее популярной и ценной разновидности янтаря) до 20-50 гр. (ими определяются самые хрупкие смолы типа геданита).

По количеству и богатству цветов – от светло-жёлтого до коричневого и красного, молочно-белого, зеленоватого и даже почти бесцветного – янтарь не уступает спектру. Причина такого разнообразия – присутствие в нём посторонних веществ, не имеющих отношения к исходной смоле. Например, свой зеленоватый оттенок янтарь приобретает при наличии в нём водорослей или серного колчедана, а некоторые минералы могут придать ему редкий серебристый отлив.

Наконец, критерий ископаемости определяется по времени и условиям залегания самоцвета. Кроме традиционного его деления на сукцинит, геданит и прочие виды, выделяют также:

  1. вскрышной янтарь (находится в поздних по отношению к типично несущему слою пластах). Его образцы отличаются толстой коркой выветривания.
  2. гнилой, или гедано-сукницит – переходная стадия от одного вида смолы к другому.
  3. незрелый, или крантцит.

Особое место в классификации занимает т.н. «инклюзивный янтарь» – камень, включающий в себя различных членистоногих, которые, прилипнув в доисторические времена по неосторожности к одной капле смолы, покрывались её новыми порциями и погибали. Подобные образцы благодаря наличию насекомых можно разглядеть в мельчайших подробностях, и ценятся они очень высоко – вплоть до того, что если в них обнаруживаются инклюзы размером более 10 мм., янтарь автоматически переходит в разряд драгоценных камней.

Применение янтаря

Янтарь хорошо известен не только ювелирам, в течение веков превратившим его обработку в целое художественное искусство, но и работникам многих других сфер человеческой деятельности. Загрязнённый некондиционный камень, его мелкие зёрна и отходы ювелирного производства считаются ценным химсырьём, из которого вырабатывают естественную и искусственную янтарные кислоты, лак, масла и канифоль. Эти вещества применяются в таких отраслях:

  1. парфюмерная, лакокрасочная и фармацевтическая промышленность (покрытие изоляторов, связующее вещество при изготовлении наждачной бумаги).
  2. медицина (изготовление посуды, инструментов и приборов, связанных с переливанием крови).
  3. деревообработка (консервация древесины). Известно, что ещё Амати и Страдивари обрабатывали свои скрипки янтарным лаком, что позволило этим инструментам сохранить свою певучесть, поражающую уже не одно поколение ценителей прекрасной музыки.
  4. растениеводство, птицеводство, животноводство и пищевая промышленность (в качестве добавки Е363).

На фоне такого высокого спроса неудивительно, что янтарь подделывают очень часто, причём делают это столь виртуозно, что порой распознать фальшивку может лишь высококлассный специалист.

Способы подделки янтаря

Прежде чем рассказать о янтарных подделках и о том, как определить подлинность янтаря, следует сказать одну парадоксальную вещь: не всё то, что может считаться фальшивкой, на самом деле ею является. Например, специалисты не считают имитацией прессованный мелкий янтарь (или амброид), представляющий собой отходы при разработке месторождений – янтарную крошку и пыль. После соответствующей переработки он сохраняет многие качества подлинного янтаря, включая даже аромат. Однако в лечебных целях его не рекомендуется использовать по той причине, что после промышленной обработки меняется его энергоструктура. На международном уровне амброид считается драгоценным камнем сниженного сорта, и его достаточно легко отличить от остальных разновидностей янтаря по:

  1. параллельному расположению слоёв.
  2. вытянутой форме пузырьков воздуха (у природного янтаря они имеют идеальную шарообразную форму).
  3. резкому переходу матовой части в прозрачную.
  4. чёткой геометрической форме различных частей и эффекту лоскутного одеяла, при котором кажется, что камень состоит из разных кусков.
  5. более заметной мутности и отсутствию способности играть оттенками света.
  6. наличию различных сгустков.

Но если амброид производится из 100%-ного натурального сырья, то имитации и подделки, пусть даже и высочайшего качества, всегда изготавливаются из материалов с минимальным содержанием янтаря или же вовсе без него. Работу мошенникам значительно облегчает наличие в мире множества естественных смол-«родственниц», которыми можно легко заменить подлинный камень. Даже по своей стоимости изделия из них могут быть равноценными изделиям из янтаря. Чаще всего для его фальсификации используются такие материалы:

  1. эпоксидная смола, в которую могут включать «ископаемое» насекомое.
  2. многие виды пластмасс и пластических материалов, воспроизводящие основные свойства янтаря. Из самых знаменитых можно назвать: польские полималы химфабрики «Organika» из города Сарзына, «африканский янтарь» (или синакрил) фирмы «Reichhold», стирезол (или алкидная смола), одно время использовавшийся в России по её же лицензии, немецкий полиберн (или склеенный янтарь), куда иногда добавляли крупинки настоящего камня, бакелит (он же – ресолан и новолак), казеин и произведённый на его основе галалит, целлулоид, акрил, полиэстр и ряд других. Одни подделки и способы их производства уже сошли со сцены и сами стали раритетами, другие всё ещё существуют, однако отличить их порой не очень сложно благодаря невысокому качеству, кричащей окраске, небрежности в изготовлении или, наоборот, излишней тщательности, почти идеальности (как в случае с псевдо-янтарными украшениями из акрила) и т.д. Часто при производстве таких изделий используются эфиры фталиевой кислоты, которые наносят вред здоровью приобретшего их человека – вплоть до развития у него раковых заболеваний.
  3. бернит (или бернат) – вид искусственного «плавленого» янтаря из различных полиэфирных смол, которые не только имитируют структуру подлинного калёного самоцвета и его микротрещины, но и могут содержать до 5% этого минерала.
  4. каури – смола самого крупного в Новой Зеландии хвойного одноимённого дерева (или агатиса южного), чей возраст даже превышает возраст янтаря (дерево каури известно ещё с юрского периода). Однако её химический состав и физические свойства схожи с его характеристиками лишь в общих чертах, поэтому каури используют главным образом лишь для производства высококачественных лаков. Этой смоле и изделиям из неё посвящён целый зал одного из оклендских музеев. Те, кому посчастливилось там побывать, утверждают, что её сходство с янтарём просто поразительное.
  5. копалы – полуископаемые естественные смолы, образованные бобовыми, цезальпиниевыми и диптерокарповыми растениями. От янтаря они отличаются лишь возрастом: самому древнему ископаемому копалу не более трёх миллионов лет. Однако и здесь не всё так просто: копалы бобовых деревьев (например, робинии) признаются некоторыми специалистами как янтарь доминиканского или мексиканского типа и относятся ими к I классу ископаемых смол. Это позволяет многим мошенникам использовать изначально недорогие копалы и, соответствующе их обработав, выдать за настоящий янтарь.
  6. бурмит (или бирмит), из которого производят основной вид азиатского янтаря – бирманский. По своей известности он лишь немногим уступает подлинному янтарю (с бурмитом работали ещё китайские ремесленники времён династии Хань), и в этом случае специалисты также расходятся во мнении, можно ли считать изделия из него подделкой.
  7. румэнит (румынский янтарь), имеющий такой же статус, как и бирманский. Собственно говоря, это – не отдельно взятый камень, а собирательное название всех карпатских ископаемых смол. По своей вязкости они похожи на сукцинит, но отличаются от него зеленовато-чёрным или перламутровым цветом, относительно повышенным содержанием серы и небольшим количеством янтарной кислоты, получаемой при соответствующей химобработке. По своему возрасту румэнитовые смолы являются младшими ровесниками янтаря: их образование относится к олигоценовой эпохе (33,9 – 23,03 млн. лет назад).
  8. симетит – ископаемая смола, которую находят в третичных отложениях по реке Симето (Сицилия). Своей вязкостью он также напоминает сукцинит, но отличается от него более высоким содержанием кислорода и почти полным отсутствием янтарной кислоты. Симетит старше румэнита и почти ровесник классического янтаря – его образование началось 65,5 млн. лет назад, – однако история с его химсоставом напоминает историю со смолой каури.
  9. целлюлоза.
  10. хитин.
  11. североафриканский сандарак, выделяемый деревом рода Тетраклинис членистый (семейство Кипарисовые), больше известным как «берберийская туя» или «сандараковое дерево».
  12. природный лак (он же – шеллак) – продукт жизнедеятельности самок ряда родов, относящихся к насекомым-червецам, которые паразитируют на некоторых деревьях в тропиках и субтропиках Индии и Индокитая.
  13. мастика – смола мастикового дерева, более известного как мастичная (или мастиковая) фисташка.
  14. природная канифоль – составляющее вещество смол современных хвойных деревьев.
  15. ладан, произведённый из благородной пихты.
  16. мирра.
  17. даммар (или даммарова смола), получаемая из нескольких видов деревьев, растущих в Малайзии, Папуа-Новой Гвинеи и на тихоокеанских островах.
  18. стантиенит, представляющий собой похожую на кокс тёмно-коричневую или чёрную смолу и не содержащий янтарную кислоту.
  19. фатуран – ещё один материал, который представляет определённую сложность для специалистов, поскольку современные мошенники пытаются подделать даже его. Он представляет собой смесь янтарной пыли и стружки, остающихся после его ювелирной обработки, и смол восточных растений. После смешивания, прогревания и прессования получался высококачественный фатуран, из которого делали матово блестящие бусы медово-красного цвета. Ценность старинного фатурана в том, что одно время его бусины были на Востоке… денежным эквивалентом. Однако в наше время рецепт его производства утрачен, а всё, что называется этим словом, является подделкой.

Вместе с тем некоторые специалисты относят к подделкам изделия из геданита (хрупкого или незрелого янтаря) и глессита (более твёрдой, чем сукцинита, разновидности).

Сложности в распознавании поддельного янтаря заключаются ещё и в том, что существует целая технология подделки инклюзов, при которой в специально подготовленную настоящую янтарную массу запрессовывают или запекают настоящее насекомое или даже ящерицу. Вряд ли будет большим преувеличением назвать этот способ фальсификации «высшим пилотажем», поскольку отличить такую имитацию в зависимости от её качества порой сложно даже эксперту, однако слишком грубую работу можно отличить и неспециалисту. Во-первых, настоящий ископаемый инклюз давно утратил своё тело и представляет собой лишь хитиновую оболочку жившего когда-то на Земле насекомого и его точную форму. Всё остальное – это пустота. Поддельный же инклюз – это насекомое во всей своей красе, которое можно хорошо разглядеть. Во-вторых, прилипнувшее к смоле насекомое остаётся целым, а у насильно утопленного в неё часто нет лапки или крылышка. Даже по виду крыльев можно определить настоящий янтарь: если они расправлены или раскрыты, значит, древнее насекомое, увязая в смоле, пыталось из неё выбраться.

Как же отличить янтарь от подделки?

Тем не менее распознать подделку можно, и вот несколько хитростей, благодаря которым это можно сделать уже по внешнему виду. Фальшивка часто имеет:

  1. хорошо заметные невооружённым глазом множественные включения пузырьков воздуха.
  2. равномерную окраску бусин, без переходов цвета и без каких-либо текстур. У натурального янтаря – богатая цветовая гамма с несколько хаотичными, хоть и плавными переходами оттенков друг в друга и неповторимым узором естественного происхождения. Как бы ни пытались подделать подобную текстуру, например, в бусах из бакелита, природный узор скопировать почти невозможно.
  3. большую плотность при скромных размерах, что в итоге даёт немалый вес украшения. Для сравнения: крупные бусы из настоящего янтаря весом в 70-80 гр. смотрятся весьма внушительно.

Если же взять такое украшение в руку и немного его подержать, то от настоящего янтаря как от минерала со слабой теплопроводностью можно почувствовать тепло и даже некоторое покалывание (правда, последнее могут почувствовать лишь очень чувствительные люди или экстрасенсы). Никакая другая естественная смола, стекло и уж тем более пластмасса не дадут такого эффекта.

Кроме этого, есть немало способов того, как отличить подделку от натурального янтаря. Но, к сожалению, некоторые из них можно применить лишь после покупки украшения. Например:

  1. поцарапать янтарь острием ножа, бритвы, иголкой или хотя бы ногтем. Настоящий камень раскрошится в этом месте мелкими осколками, которые потом можно будет растереть в порошок, пластик «выдаст» стружку; на любой естественной смоле, включая янтарную, останется царапина, стекло же не поцарапается.
  2. опустить покупку в насыщенный соляной раствор (8-10 ч.л. обычной соли на стакан воды. Есть и другие нормы: 3 ч.л. соли на стакан воды или 50 гр. соли на 300 мл.). Натуральный янтарь в такой воде всплывёт, поддельный утонет. В пресной же воде янтарь, наоборот, утонет. Однако эта проверка имеет ряд недостатков: во-первых, она не отличит копал и прессованный янтарь; во-вторых, если украшение имеет металлическую оправу или тяжёлые декоративные элементы из других материалов, то понять, что именно перед вами, по итогам этого теста невозможно.
  3. потереть янтарь о шерсть или шёлк, а затем приложить его к маленьким кусочкам бумаги. Если перед вами настоящий самоцвет, они прилипнут к нему. Этим способом можно отличить даже копал, у которого нет свойства электризации. Правда, этой способностью обладают некоторые виды пластмасс, но у настоящего янтаря она выражена более чётко.
  4. потереть янтарь о ткань или ладонь так, чтобы его температура повысилась. Настоящий камень издаст определённый слабый смолистый запах, напоминающий запах сосны или скипидара, поверхность копала размягчится и станет липкой, а синтетика любых видов выдаст себя резким запахом откровенно химического происхождения. Правда, некоторые специалисты считают данный способ ненадёжным, справедливо указывая на то, что сосновый запах издают и смолы современных хвойных деревьев, особенно дешевые.
  5. раскалить кончик иголки или гвоздя и приложить её к нелицевой поверхности камня. В настоящий минерал он будет погружаться относительно медленно, и от места контакта камня с железом поднимется белый дымок с характерным запахом канифоли и присущим всем разновидностям янтаря приятным, чуть кисловатым смолянистым ароматом. Любая из искусственных пластмасс при этой процедуре будет отличаться прямо противоположным.
  6. поджечь камень. Пожалуй, это – наиболее безошибочный (и чуть ли не самый древний) способ, как отличить натуральный янтарь от любой подделки. Как мы уже отмечали, он горит, и его можно поджечь от одной спички. Загорается самоцвет в течение трёх секунд и начинает кипеть в очаге горения. Если подержать его над огнём чуточку дольше, а потом убрать пламя, он продолжит гореть, причём довольно-таки сильно, и при этом будет коптить, но погасив горящий янтарь, вы получите белый остаток дыма.
  7. капнуть на камень ацетоном, эфиром, растворителем или 95%-ным этиловым спиртом или потереть его намоченной тряпочкой в течение 3-5 секунд. Подлинный янтарь никак на это не отреагирует, поверхность прессованного станет липкой, копал будет испорчен, а у пластика изменится цвет или в месте контакта станет шероховатой и матовой поверхность. Некоторые пластмассы начнут растворяться. Однако если подвергать настоящий янтарь длительному воздействию этих реактивов, на нём тоже останутся пятна. К сожалению, таким способом нельзя распознать стеклянные подделки.
  8. проверить янтарь в свете люминесцентной лампы. Этот способ можно использовать при приобретении украшения – достаточно попросить продавца о проверке янтаря на детекторе поддельных купюр. Если он честен и знает, чем торгует, то не откажет в этой услуге. При такой проверке все разновидности настоящего янтаря в той или иной степени люминесцируют: необработанный – коричневыми тонами, облачный и костяной – молочно-белым цветом со слабым голубоватым оттенком, а образцы разной степени прозрачности – голубоватым свечением различной интенсивности.

Заключение

Весьма велика вероятность при покупке янтарного украшения попасть на его подделку различного качества. Порой её не могут отличить даже на аукционах международного уровня. Однако зачастую мошенники выдают сами себя, не желая тратить много времени на создание качественной имитации, особенно если сфера их деятельности не распространяется на всю планету. Если не покупать янтарные украшения где-нибудь в подземных переходах и знать хотя бы некоторые основные свойства янтаря, шанс купить фальшивку, пусть и высокого качества, значительно снизится. Ну а если вдруг вам посчастливится купить бусы или ожерелье из прессованного янтаря или – после посещения Новой Зеландии – из смолы каури, вряд ли стоит этому огорчаться: в конце концов, изготавливать прессованный янтарь пробовали ещё древние римляне, а каури по возрасту и внешнему виду почти ничем не отличается от настоящего янтаря. Просто знайте, что каури – это не янтарь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *