Бриллиант и алмаз в чем разница

Чем отличается алмаз от бриллианта – есть между ними разница, или нет? Если провести аналогию с людьми, алмаз так же отличается от бриллианта, как мастер-самоучка, народный умелец, отличается от специалиста, над природными способностями которого долго работали профессионалы. Только после обработки и огранки прочный алмаз приобретает такие  замечательные свойства, как блеск и сияние, отчего становится еще дороже. Алмаз – это бриллиант, побывавший в руках мастера.

Что есть что?

Алмаз и бриллиант в чем разница? Алмаз – углерод, обладающий кубическим строением кристаллов, то есть, атомы в них расположены в форме куба. По шкале Мооса алмаз имеет самый высокий балл твердости – 10. Эта прочность и является основным достоинством не ограненного алмаза.

Но для того, чтобы камень засиял, необходимо с помощью огранки придать ему особую форму. Огранка увеличивает количество граней, которые задерживают в нем лучи солнечного света, и превращают твердый углеводородный кристалл, внешне похожий на обычное стекло, в настоящий бриллиант. Во французском языке слово brillant и означает сияющий, блестящий, сверкающий.

Камень и после огранки сохраняет все физические и химические свойства, вдобавок к ним приобретает декоративный вид. В этом и заключается основное отличие алмаза от бриллианта.

Прочный, но не ограненный алмаз находит применение в технике и медицине, тогда как бриллианты используют только в ювелирной промышленности, для изготовления дорогостоящих украшений. Это еще один критерий, по которому алмаз отличается от бриллианта.

Стоимость алмаза, превратившегося в бриллиант в результате огранки, повышается в несколько раз, в настоящее время этот камень является одним из самых дорогих на рынке.

Таким образом, алмаз это бриллиант, прошедший огранку, и ставший еще более дорогим и красивым.

Виды огранки

Огранка алмаза должна быть симметричной, при этом камню придают особые размеры, за счет чего его способность задерживать и преломлять лучи света, увеличиваются. От мастерства ювелира зависит качество огранки и стоимость бриллианта.

В России ювелиры оценивают качество огранки буквами, где букве А соответствует высшее качество, Б – хорошее качество, В – удовлетворительное качество, Г – неудовлетворительное.

В мировой практике качество бриллиантов оценивают по системе «Четырех С»: Carat — вес в каратах, Cut — огранка, Color — цвет, Clarity – чистота.

Чаще всего, кристаллам придают округлую форму, с 57-ю гранями, но иногда алмаз ограняют прямоугольной, изумрудной огранкой. Технологии 20 и 21 веков позволили разработать виды огранки с большим количеством фасет, так техника «магна» создает 102 грани, техника «принцесса» — 146 граней.

Придавая алмазу округлую форму, приходится удалять большую часть камня, однако ювелиры утверждают, что потери компенсируются окончательной стоимостью бриллианта, поскольку именно в таком виде он получается необыкновенно красивым и дорогостоящим.

Огранка Изумруд более экономная, отходов здесь меньше, в основном ее применяют на крупных прямоугольных или квадратных кристаллах. Изумрудная огранка имеет ступенчатую форму, при этом фасет располагается параллельно с самым широким местом в камне – рундистом, разделяющим камень на верхнюю и нижнюю часть.

Огранка Изумруд придает кристаллу восьмиугольную форму со срезанными углами. Эта техника позволяет подчеркнуть размеры и чистоту бриллианта, однако, его блеск проявляется не так сильно, как при круглой огранке. Таким образом, обе техники позволяют превращать алмазы в бриллианты, но отличаются способами выполнения и результатами.

Немного алмазной истории

Человек уже давно использует необычно твердый алмаз в качестве украшения, однако превращать алмазы в бриллианты научился сравнительно недавно. Причиной тому является высокая твердость и прочность минерала – его просто нечем было обрабатывать и огранять. Техника обработки алмазов была очень простой – их терли друг о друга. Других материалов, способных повлиять на их форму просто не существовало.

Ювелиры Древней Индии первыми научились изготавливать алмазные диски для обработки алмазов – они разбивали алмазы молотом, превращали их в крупнозернистых порошок, и приклеивали к металлическим дискам.

Изделия, прошедшие обработку такими дисками называли «алмазными наконечниками», в настоящее время эта техника не используется, а изделия сохранились только в музеях. Среди историков бытует мнение, что в Древней Индии алмаз считали священным камнем, и изменение формы его кристаллов было под запретом, поэтому техника их обработки не совершенствовалась.

В 15 столетии ювелиры научились изменять форму алмазов, подпиливая их нижнюю часть, при этом получалась плоскость, называемая калеттой. Так постепенно приходило понимание, что огранка и количество граней влияют на блеск и красоту алмазов, их способность создавать игру света.

Фламандский мастер Лодевик ван Беркем первым научился делать на камнях фасеты, создав алмаз в форме капли. Эту технику переняли и другие мастера, позже она была использована для огранки бриллианта «Санси». Современные ювелиры называют ее «панделок», и используют для работы с алмазами небольших размеров.

В 16 веке ювелиры Италии начали применять огранку «роза» — техника отличалась созданием симметричных граней без плоских площадок наверху и спила на нижней части.

В 17 веке ювелир из Венеции Виченцо Перуцци разработал систему огранки, в результате которой камень приобретал 33 грани на верхней части, и 24 на нижней (всего 57). Кроме того, он первым начал придавать алмазам округлую форму. Эта техника стала настоящей классикой – ее используют и поныне, называя бриллиантовой. Применяют ее не только для огранки алмазов, но и для некоторых других драгоценных или полудрагоценных камней. Метод придает алмазу замечательные свойства – поток света многократно отражается на его внутренних гранях и выходит наверх, в результате чего получается вспышка света. Бриллиантовая огранка превращает алмаз в сложную призму, в которой белый солнечный свет разлагается на все цвета спектра.

Основные ювелирные традиции Европы сложились в начале 18 века в Амстердаме, город стал центром ювелирного мастерства. В настоящее время здесь действует «Амстердамский музей бриллиантов», где посетители могут увидеть не только мастерски выполненные бриллианты, но и понаблюдать за процессом превращения алмазов в бриллианты.

В ходе многовекового общения с алмазами, ювелиры заметили, что на блеск бриллиантов оказывают влияние и размеры камней. Если бриллиант излишне широкий или плоский, свет в нем теряется, рассеивается или уходит, не высветив достоинств камня. Идеальным является такое сочетание формы и размера, при котором свет многократно преломляется внутри камня и выдает его обратно в приумноженном объеме. Стало ясно, что для качественной огранки недостаточно выверенных движений мастера и качественных инструментов, необходимы знание оптики, и точный математический расчет.

Ученый-математик из семьи ювелиров Марсель Толковский, в 1919 году сумел сделать расчеты, способные превратить алмаз в изумительно красивый бриллиант. Однако предложенная ним формула, пригодна не для всех алмазов, некоторые минералы имеют такую форму, на которой возможности ее применить нет. В настоящее время камни, обработанные в соответствии с этими расчетами, называют бриллиантами Толковского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *